Базовый сценарий прогноза опирается на следующие предпосылки:
· Санкции против РФ сохранятся до конца 2024 г.
· АВТОВАЗ реализует план производства в 500 тысяч автомобилей на 86%.
· Доля китайских брендов в 2024 г. на российском рынке незначительно сократится по сравнению с 2023 г. Продолжатся продажи китайских автомобилей, произведенных в России (на заводах ООО "Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус", ГК "АВТОТОР"). Возможно, будут открыты производства китайских автомобилей на других площадках. Импорт же автомобилей китайских брендов в 2024 г. будет сокращаться из-за возросшего утилизационного сбора, также возможно введение других защитных мер, стимулирующих развитие внутреннего производства.
· Продажи российских электромобилей Москвич 3e и Evolute, а также импортных электромобилей в 2024 г. вырастут, но их доля на рынке останется небольшой. Это связано с низкой конкурентоспособностью электромобилей по отношению к автомобилям на традиционных типах топлива. Цены на электромобили, особенно импортируемые, будут держаться до конца года на достаточно высоком уровне, по этой причине многие потребители предпочтут покупку аналогичных автомобилей на традиционных типах топлива. Сервис и обслуживание таких автомобилей также является достаточно дорогим из-за низкой локализации даже производимых в РФ электромобилей. Многие автосервисы не готовы к обслуживанию электромобилей, так как у их специалистов недостаточно компетенций по работе с приложениями и программным обеспечением, установленным на электромобили, диагностике их систем с помощью специального оборудования и др. Существуют проблемы с эксплуатацией электромобилей в зимних условиях.
· Возможно, начнется производство электромобилей на заводе ГК «АВТОТОР», производство электромобиля «АТОМ» , электромобиля L-type концерна «Алмаз-Антей» в небольших объемах.
· Продажи автомобилей «Москвич» на традиционных типах топлива в 2024 г. вырастут до 26 тыс. автомобилей (65% от производственного плана завода в 40 тыс. автомобилей), ), в первую очередь благодаря инициативе правительства по «пересаживанию» гос. служащих на российские автомобили.
· Параллельный импорт новых автомобилей через «третьи» страны в обход санкций продолжится. Ввозить в страну новые иномарки в 2024 г. будет сложнее, чем в 2023 г. из-за повышения коэффициентов утилизационного сбора, ужесточения правил ввоза автомобилей физ.лицами. Возможно сократится перечень автомобилей, разрешенных для параллельного импорта и компонентов к ним, т.к. параллельный импорт не способствует развитию производства автомобилей и компонентов на территории РФ.
· Программы господдержки автомобильного рынка (льготный лизинг, льготный автокредит и др.) будут продлены в 2024 г. Объемы их финансирования останутся такими же как в 2023 г.
· Со 2 квартала 2024 г. возможно снижение ключевой ставки до уровня 7-8%. Это приведет к увеличению продаж новых автомобилей в кредит и в лизинг.
· Макроэкономическая ситуация в 2024 г. в стране останется нестабильной. ВВП вырастет незначительно, на 1,5% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 5,1%.
Согласно базовому сценарию на российском автомобильном рынке в 2024 г. будут продаваться в основном российские и китайские бренды. Также будут продаваться новые автомобили, ввозимые по параллельному импорту, и автомобили иностранных брендов, произведенные на территории КНР и «дружественных» стран по отношению к РФ.
Согласно базовому сценарию в 2024 г. может быть продано 1122 тыс. новых легковых автомобилей.